Это случилось 12 августа 1968 года.
Полет двух сирийских истребителей «МиГ-17» советского производства не заладился с самого начала. Младший лейтенант ВВС Сирии Радфан Рафаи и его коллега, старший лейтенант Валид Адхам, каждый в своем самолете, сверялись с картами местности, тщетно пытались разобраться, где же они находятся.
Оба пилота – участники специального летного курса – поднялись в воздух для тренировочного полета на МиГ-17, но, видимо, где-то в пути сбились с навигации и теперь искали место для посадки.
Наконец внизу мелькнуло что-то похожее на взлетную полосу. На карте тем временем отыскался знакомый им небольшой ливанский аэродром, и оба пилота пошли на посадку, прикидывая, сколько времени займет объяснение с соседями и возвращение домой на базу.
Праздные размышления пришлось внезапно прервать: под колесами первого из МиГов закончилась полоса – намного раньше положенного. Однако пилот сумел вовремя сориентироваться, затормозить и даже предупредить об опасности своего менее опытного, идущего следом, напарника.
Устаревшие карты 1945 года сыграли злую шутку с сирийскими пилотами, уверенными, что они приземлились в Ливане.
Еще не оправившись от волнения, пилоты смотрели по сторонам, с удивлением вчитываясь в непонятные надписи, мелькавшие за бортом. Когда же вокруг самолетов стали собираться местные жители, ужас охватил горе-пилотов. Они вдруг с пронзительной ясностью осознали, что окружающие их люди совсем не ливанцы. Это был Израиль!
Получасом ранее спустившееся на Галилею знойное марево наполнило ленивой безмятежностью горы и протянувшиеся меж ними узкие долины. Когда в этот умиротворяющий пейзаж вдруг ворвались два сирийских самолета, стремительно несущиеся через границу, они тут же были замечены операторами израильских радаров.
Навстречу нарушителям были подняты два «Миража». Но еще до того, как они успели добраться до противника, сирийские самолеты внезапно пошли на посадку. Прямо на заброшенный британский аэродром возле мошава Бецет в 5 км к северо-востоку от Нагарии, оставшийся со времен Второй мировой войны.
Так 12 августа 1968 года Израиль удивительным образом стал счастливым обладателем двух советских реактивных истребителей МиГ-17. Для изучения подарка, в буквальном смысле свалившегося прямо с небес, командование израильских ВВС распорядилось даже создать специальную исследовательскую группу.
«МиГ-17 обладал потрясающей маневренностью, – вспоминал впоследствии легендарный израильский летчик-испытатель Дани Шапиро. – Ни один из самолетов, находившихся тогда в нашем распоряжении, включая «Мираж», не был способен на такое. Правда, всё это было так лишь на скорости до 650 км/час, а дальше штурвал самолета становился жестким, и с дальнейшим набором скорости его практически невозможно было повернуть. Поэтому я рекомендовал нашим пилотам вступать в бой против МиГ-17, когда он идет на большой скорости – в этом случае он уже не представлял для них угрозы».
Рекомендации Шапиро очень пригодились израильским летчикам во время последующих военных операций. Получив всю нужную информацию о советском истребителе, израильтяне передали МиГи в США.
Один из них со временем был возвращен Израилю и установлен в музее ВВС в Хацерим. А сирийские пилоты, выставившие и себя, и свои ВВС в столь нелепом виде, провели два года в израильском плену и вернулись в Сирию в рамках обмена пленными. Что с ними стало впоследствии – неизвестно.
Так что на месте трофейной советской пушки, еще недавно стоявшей на въезде в Нагарию, вполне мог быть советский МиГ-17.
По материалам The National Photo Collection (Israel), Википедии, cайта stmegi.com.