Скромный памятник на Гаатоне

Отредактировано: 10.01.2021

Недалеко от моря, на бульваре Гаатон стоит скромный памятник женщине по имени Смадар.

Это память о страшном теракте, произошедшем в Нагарии 22 апреля 1979 года.

… Сжавшись в комок, Смадар лежала в узком пространстве антресолей, крепко зажимая рукой рот малышке Яэль, чтобы та спросонья не привлекла своим криком внимание рыскающих по дому террористов. Рядом, впиваясь коленями ей в бок, скорчилась соседка, успевшая втиснуться в крошечное помещение вслед за ней. Смадар и сама боялась дышать, медленно теряя сознание. Она не помнила, сколько времени прошло. В какой-то момент она почувствовала, что соседка трясет ее, повторяя, что все кончилось. Смадар очнулась и с трудом отняла онемевшую руку от лица ребенка. Ее двухлетняя дочка, наконец успокоившись, лежала совсем неподвижно, и Смадар с ужасом поняла, что она мертва… .

Ночью 22 апреля 1979 года группа из четырех террористов под руководством 16-летнего Самира Кунтара добралась на резиновой лодке по Средиземному морю до расположенного вблизи от ливанской границы израильского города Нагария. Спрятав лодку на пляже, террористы углубились на несколько сотен метров и попытались захватить близлежащую виллу. Однако ее хозяин не только сумел отразить нападение, но и вызвал полицию. Первым на помощь пришел находившийся рядом полицейский Элиягу Шахар. Он в одиночку вступил в перестрелку с террористами, но был убит. Кунтар хвастался что «выпустил в него не менее 30 пуль». Понимая, что раскрыты, террористы бросились в соседний многоэтажный дом, где и захватили в заложники Дани Харана и его четырехлетнюю дочь.

Этот мягкий апрельский вечер на исходе субботы должен был стать самым обычным. Праздничные дни пасхальной недели уже закончились, и люди постепенно отходили от праздника, возвращаясь к будничным делам. Когда снаружи раздались крики и выстрелы, Дани сразу сообразил, что нужно спрятать жену Смадар и младшую девочку Яэль на антресолях, расположенных над спальней. Туда же он сумел подсадить и оставшуюся у них допоздна в гостях соседку.

А вот он сам вместе со старшей дочкой, четырехлетней Эйнат, спрятаться уже не успели. Террористов было четверо. Вооруженные автоматами, они, не найдя больше никого в доме, взяли Дани с дочкой в заложники. Вместе со своими жертвами бандиты вернулись к пляжу, туда, где была спрятана лодка. На берегу между ними и окружившей их полицией завязалась перестрелка. Двое из террористов были убиты. Кроме того, пули пробили резиновый борт лодки. Когда стало ясно, что не убежать, главарь банды застрелил Дани на глазах его дочери и сбросил его тело в море, а затем, прижав голову ребенка к валуну, несколькими ударами приклада раздробил ей череп. Закончив казнь, он закричал полицейским, что сдается. Вслед за ним из укрытия вышел и второй оставшийся в живых террорист.

В перестрелке на берегу погиб еще один полицейский. Сдавшийся Кунтар категорически отрицал свою причастность к убийству Дани и ребенка, утверждая, что заложника застрелили сами полицейские, а что случилось с девочкой – он якобы не помнит, так как был ранен и лежал без сознания. Следствию, впрочем, удалось установить, что Дани Харана застрелил именно Кунтар, что он находился в сознании в момент ареста, а на прикладе его автомата остались частички мозга четырехлетней Эйнат. Суд был закрытым: ужасающие подробности жестокого убийства ребенка стали известны лишь много лет спустя, а часть их не раскрыта и до сих пор.

В Израиле существует смертная казнь, но применялась она лишь однажды – в отношении гитлеровского палача Адольфа Эйхмана. Кунтара же и его оставшегося в живых подельника приговорили к 5 пожизненным срокам и еще 47 годам заключения. 

Шесть лет спустя, в 1985 году, второй выживший террорист был освобожден в рамках «сделки Джибриля» (обмен трех израильских солдат на 1150 террористов ). Кунтар же просидел почти 30 лет. А летом 2008 года правительство Эхуда Ольмерта договорилось с ливанской террористической организацией «Хизбалла» об обмене пятерых террористов, включая и Кунтара, на тела двух израильских солдат. Президент Шимон Перес подписал помилование, и Кунтар был отпущен в Ливан. В Бейруте «Хизбалла» встретила Кунтара, как героя. Чествовать его собралась практически вся политическая элита Ливана. А из Рамаллы специально прибыл Махмуд Аббас, присвоивший ему двумя годами ранее титул «почетного гражданина Палестинской автономии».

… Ранним утром 20 декабря 2015 года арабские СМИ сообщили о том, что ночью в Джермане, юго-восточном пригороде Дамаска, в результате точечного ракетного удара был полностью разрушен дом с находившимися внутри девятью командирами и боевиками «Хизбаллы». Среди уничтоженных террористов оказался и Самир Кунтар.

Его долгий путь к смерти, наконец, закончился.

Источник: Zahav.ru

Дополнение. В начале января 2021 года в память об этом трагическом событии на набережной на месте высадки террористов установлен мемориальный знак.

Мемориальный знак на месте высадки террористов

Читайте другие публикации об истории Нагарии на нашем сайте.