10 февраля 1935 года две первых семьи немецких евреев выбрали в качестве своего постоянного места жительства в Эрец Исраэль новое поселение в районе речушки Гаатон. Эта дата считается официальным днем основания Нагарии.
Но давайте обратимся к более ранним событиям, которые также являются неотъемлемой частью истории нашего города.
Мечта Йосефа Леви
Своим основанием Нагария в основном обязана инженеру Йосефу Леви (1885-1949).
Йосеф Леви приехал на Святую Землю в 1913 году из Берлина, где окончил университет по специальности «инженер-строитель», и работал инженером в строительной компании в Тель-Авиве. Среди прочего им была спроектирована тель-авивская улица Аленби. В 1920-х годах он занимался приобретением земли в районе Хайфского залива и освоением этих территорий. В 1925 году Йосеф Леви при поддержке частных еврейских инвесторов покупает 60 тысяч дунамов (6 тысяч гектаров) в районе реки Звулон. Этот участок был практически сплошным болотом, но после осушения появилась возможность основывать там поселения и предприятия. Так появились поселения, превратившиеся в Крайот, — современные города на севере Израиля. К началу 1930-х годов Леви стал крупнейшим частным покупателем земли в Эрец Исраэль.
Именно у Йосефа Леви возникла мечта об основании еврейского поселения в районе Западной Галилеи.
Сельскохозяйственная модель Зелига Соскина
Агроном доктор Зелиг (Евгений) Соскин (1873-1959) родился в России, изучал агрономию и философию в Германии. К 1903 году он уже был одним из самых известных лидеров сионистского движения.
Во время одной из своих многочисленных поездок всему миру в поисках подходящей модели еврейского освоения Палестины доктор Соскин в начале 1920-х годов на западном берегу Средиземного моря обнаружил небольшую колонию на юге Испании под названием Монте Альгайда.
Колонисты на своих участках по 7 дунамов (0,7 Га) в песчаных дюнах выращивали картофель, дыни, огурцы и другие овощи, используя только солнечный свет, подземную воду, навоз своих же животных и компост. На каждом участке был дом. Участка хватало, чтобы обеспечить потребности семьи и продавать излишки продукции. Все колонисты были членами различных кооперативов, которые обеспечивали необходимую инфраструктуру и общественные услуги, а также занимались кредитованием и маркетингом продуктов колонии.
Соскин решил, что модель Монте Альгайда станет основой для еврейских поселений в Эрец Ираэль. Он развил эту модель и назвал ее «Интенсивное поселение на небольшом участке земли под частным управлением».
В середине 1920-х годов Зелиг Соскин предложил Йосефу Леви создать интенсивное сельскохозяйственное поселение среднего класса в Палестине на берегу Средиземного моря.
Однако возможность воплотить свои мечты в жизнь появилась у Йосефа Леви и Зелига Соскина лишь спустя несколько лет.
Мечта становится реальностью
Судьба предоставила Йосефу Леви возможность воплотить мечту о строительстве еврейского поселения в районе Западной Галилеи в реальность.
В 1933 году богатая и влиятельная арабская семья Туани из Бейрута выставила на продажу свое имение в районе речушки Гаатон. Имение состояло из двух земельных участков, расположенных между дорогой Акко – Бейрут и морским берегом, общей площадью 2400 дунамов (240 гектаров) и большого дома, построенного в середине 19 века. В настоящее время в этом доме расположен нагарийский городской музей «Дом Либермана».
Йосеф Леви воспользовался предоставленным судьбой шансом, поехал в Бейрут, заключил договор о покупке имения и заплатил небольшую сумму в виде залога.
Сумма, требовавшаяся для покупки имения, составляла 34 тысячи лир. Это примерно 2,5 миллиона современных долларов. Всей требуемой суммы у Йосефа Леви не было, но он рассчитывал получить помощь от фондов, основывающих еврейские поселения. Однако все фонды отказались поддержать эту идею.
Воплощение мечты оказалось под большим вопросом. Йосеф Леви направил все усилия на поиски требуемой суммы денег и в короткие сроки нашел единомышленников для своего проекта.
Требуемую сумму заплатили четыре частных лица: Йосеф Леви, банкир Генрих Коэн, Зелиг Соскин и Паулина Венгеровер-Залкинд. 11 мая 1934 года имение перешло в собственность к Йосефу Леви и его единомышленникам.
Для реализации проекта к Йосефу Леви присоединяются агроном доктор Зелиг Соскин и инженер Шимон Райх. Доктор Зелиг Соскин разрабатывает план развития будущего сельскохозяйственного поселка, инженеры Йосеф Леви и Шимон Райх занялись планированием инфраструктуры и проектами строительства, банкир Генрих Коэн обеспечивал получение кредитов для проекта.
Для развития поселения организуется акционерное общество «Nahariyya Small Holdings Settlement Company Limited». С этого момента у поселения появляется название, над выбором которого особенно не ломали голову, – Нагария, от ивритского слова נהר (река).
План развития Зелига Соскина
Согласно разработанному Зелигом Соскиным плану развития поселения, все земли были поделены на небольшие участки размером по 5, 7 и 9 дунамов (50, 70 и 90 «соток») для ведения сельского хозяйства, таких участков было 250. Вдоль русла речки Гаатон были выделены 50 участков площадью по 1,5 дунама для создания промышленных и сервисных предприятий для обслуживания хозяйств и жителей поселка. Средняя цена дунама (10 «соток», или 0,1 Га) была 145 лир – около 10 тысяч современных долларов.
Проект был разработан, земля была приобретена, однако привлечь поселенцев было трудно.
Основной тенденцией вначале прошлого века, царившей среди еврейского населения, было создание сельскохозяйственных коммун – кибуцев.
А Нагария была задумана как поселение капиталистического типа, земля под хозяйства продавалась в частную собственность.
Следующим препятствием было площадь будущих хозяйств. Самое большое из планируемых хозяйств составляло 9 дунамов (0,9 Га). Это было очень мало для прибыльного ведения сельского хозяйства с использованием агротехнологии начала 20-го века, требовавшей минимум 30 дунамов (3 Га) сельскохозяйственных земель.
Доктор Зелиг Соскин разработал технологии интенсивного ведения хозяйства, смелые и передовые для начала 20-го века. Спустя десятилетия многие из предложенных им технологий с успехом воплощены и применяются в сельском хозяйстве Израиля.
Но, несмотря на все доводы Соскина, желающих приобрести такие участки среди евреев Эрец Исраэль не нашлось.
Пятая алия – первые поселенцы Нагарии
Так как привлечь поселенцев из числа жителей Эрец Исраэль не удалось, все усилия были направлены на поиск поселенцев в Европе.
В 1933 году в Германии к власти приходят нацисты, и к 1934 году евреи Германии уже отчетливо ощутили «новый порядок». Началась Пятая алия, состоявшая в основном из евреев Германии, Австро-Венгрии и Чехословакии.
Попасть на Святую Землю было возможно двумя способами: нелегально или благодаря получению Британского иммиграционного сертификата. Те, у кого была собственность в подмандатной Палестине, автоматически получали право на сертификат. В возможности приобретения хозяйства многие евреи Германии увидели способ спастись от нацистов.
Это определило дальнейшую судьбу не только Нагарии, но и всех еврейских поселений Западной Галилеи. Немецкие евреи быстро раскупили участки будущего поселка, погрузили в деревянные контейнеры свое имущество и отправились строить новую жизнь в Нагарии.
Строительство первых домов началось в конце 1934 года. Многие переселенцы не стали дожидаться окончания строительства своих домов и превратили деревянные контейнеры, привезенные из Европы, в жилые домики. Как уже упоминалось, первые две семьи поселились в Нагарии 10 февраля 1935 года. Это были молодые пары: Ханна и Уолтер Дойч (позднее Даян) и Рут и Якоб Паукер.
Так родилась Нагария – первое еврейское поселение в Западной Галилее.
К концу 1936 года в поселении проживало уже 432 человека.
Три человека, инженер Йосеф Леви, агроном доктор Зелиг Соскин и инженер Шимон Райх, считаются первооснователями Нагарии. Их именами названы три улицы города. Улица Меясдим («Основатели») также названа в их честь.
Материал подготовил Владимир Ряузов
В статье использованы материалы музея «Дом Либермана» в Нагарии и сайта госпожи Ханны Кляйн.