В конце 1934 года началось строительство первых домов будущей Наарии. Первые поселенцы прибыли в хорошем настроении и были счастливы, что уехали из антисемитской атмосферы нацистской Германии. Многие не стали дожидаться окончания строительства своих домов и превратили деревянные контейнеры, привезенные из Европы, в хижины для жилья.
Первыми, 10 февраля 1935 года, в Нагарии поселились две молодые пары: Ханна и Уолтер Дойч (позднее Даян) и Рут и Якоб Паукер.
Этот день считается официальным днем основания Нагарии.
Когда пара Дойч переехала в свой дом, в нем еще не было крыши, и ее срочно сделали из листов фанеры. Их соседям Паукерам вовсе какое-то время пришлось спать в доме без крыши.
Ханна Дойч вспоминает: «Нашим средством передвижения были ослы и верблюды, которых нанимали у арабов из Ахзива. Верблюды перевозили тяжелые грузы, такие как мебель новичков, которую нужно было доставить от въезда в поселок до их нового дома, или песок, используемый в процессе строительства. Каждый день на осле привозили питьевую воду из небольшой речки Мафсух в двух флягах по 20 литров».
Еду первые поселенцы готовили на примусах. Керосиновые лампы были единственным источником света, потому что в Нагарии еще не было электричества. Свою мебель поселенцы изготавливали из деревянных ящиков, в которых они привезли свои вещи из Европы, и досок, разбросанных по строительным площадкам.
Для стола семья Дойч использовала ящик, который накрывали «красивой скатертью». Скамейкой служил чемодан, накрытый мягким одеялом.
Из воспоминаний Ханны Дойч: «Конечно, туалета не было, но даже это не было проблемой: мы его соорудили рядом с нашим домом из нескольких досок, ящика с отверстием и ведра, и все было хорошо.
Первоначальные покупки были сделаны нами в Хайфе. Другие поселенцы, которые все еще жили в Хайфе, привозили нам хлеб.
Мы сажали деревья, разбивали огороды, начали выращивать цыплят. Строительство продолжалось непрерывно. Поскольку подъездных путей еще не было, каждый дом казался изолированным и далеким от остальных домов. Во второй половине дня я забирала мужа со строительной площадки, где он работал, и это было похоже на большую прогулку. Вокруг еще никто не жил, и по вечерам было особенно одиноко. Но мы старались сделать все максимально уютным.
Мы были счастливы и не хотели, чтобы было по-другому».
Вот такой исторический анекдот рассказала нам руководитель городского музея Нагарии «Бейт Либерман» Майя Барлев. Многие первые поселенцы, евреи из Германии, были врачами, архитекторами, инженерами, а им пришлось осваивать сельское хозяйство. Немецкие евреи отличались дотошностью и педантизмом. Когда им сказали, что надо сажать картофель «глазками» вверх, некоторые так и сажали – закатив глаза кверху.
В 1935 году, в первый год существования Нагарии, у Ханны Дойч (Даян) и у Рут Паукер родились дочери, Яэль Дойч (Даян) и Мириам Паукер, – первые «дети Нагарии». В 1936 году родились Авива Адлер, Иегудит Лессер, Даниэла Иеремия и Йоэль Розенблат.
К концу 1936 года в поселении проживало уже 432 человека, была построена водонапорная башня, ставшая символом Нагарии, открылась школа с одной классной комнатой, где посменно учились 8 детей, разделенных на две возрастные группы.
Материал подготовил Владимир Ряузов
В статье использованы материалы музея «Дом Либермана» в Нагарии и сайта госпожи Ханны Кляйн.