Отредактировано: 15.07.2021
Любой, кто проезжал или проходил на главном перекрестке нашего города не мог не заметить могучий монумент, который возвышается над старыми рельсами Эль-Джазарской железной дороги. Однако большенство жителей нашего города не знают как это чудо советской “оборонки” попало на пьедестал щедро поливаваемый водой из городского бюджета.
Итак, к 1970 году, “любимая” всем еврейским народом, Организация Освобождения Палестины во главе с нобелевским лауреатом и безграничным миролюбцем Ясером Арафатом, серьёзно обосновалась в Иордании. Бесконечные терракты на границах Израиля и угроза власти короля Хуссейна заставила последнего завершить “миротворческую” миссию ООП внутри королевства. Результатом полномасштабной акции по уничтожению боевиков ООП стало полное изгнание Арафата с территории Иордании.
В отличии от европейских режимов, король не очень беспокоился о правах человека и еще задолго до Путина уже “мочил террористов даже в сортире”. Около сотни террористов, во главе с Ясером Арафатом, всё же смогли выбраться из Иордании, окрестив действие иорданских властей “Черным сентябрем”. Хафез эль Асад (глава Сирии – ред.) никогда не питал романтических чувств к ООП, и Сирия не приняла беглых террористов, однако позволила перейти на территорию Ливана.
К тому моменту “Швейцария Ближнего Востока” (а именно так называли Ливан до 1975 года) жила размеренной жизнью, где хрестьяне-маруниты составляли финансовую и политическую элиту, сунниты, хотя и были в явном большинстве, занимали средние позиции, а шииты считались низшей кастой по всем факторам. В стране периодически возникали массовые межэтнические потасовки, но как правило все быстро и полюбовно решали. После прихода иконы Палестинского народа на юг Ливана все несколько изменилось, т.к. кроме как воевать и гадить, эти люди ничего не умели.
Постепенно в стране начинались стычки с более высокой периодичностью, и подогреваемые Арафатом сунниты доигрались, и в 1975 году разразилась гражданская война (которая завершилась только 1989). ООП, пользуясь положением в Ливане, а точнее безвластием, стала активно продвигать свой иорданский опыт на северных границах Израиля. Бесконечные артиллерийские обстрелы и “Катюши” вынуждали ЦАХАЛ на ответные действия. Дело зашло так далеко, что южную часть Ливана стали называть Фатах-ленф (Фатах – ООП по-арабски).
В 1982 году в Лондоне, было совершено покушение на посла Израиля Шломо Аргова, что и стало началом Первой Ливанской войны. цель которой – зачистка южного Ливана и суннитских частей Бейрута от террористов. Во время очередного рейда была захвачена пушка, которая регулярно обстреливала Нагарию и окрестности, а руководитель обороны города (именно он и поведал мне эту историю в далеком 1995 году), попросил оставить пушку жителям, как трофей. На протяжении долгих лет она стояла напротив здания полиции, а когда начали строить новый каньён, то пришлось ее убрать. Однако спустя много лет она вновь радует/мусолит (ненужное зачеркнуть) глаз в самом сердце Нагарии.
Автор: ישראל ישראלי
От редакции: Проект установки этой пушки вызвал много нареканий жителей. Как оружие врага, оказавшееся на постаменте с прицелом на Маалот, и выглядящее скорее предметом почитания, чем трофеем. Так и странной композицией – пушка в воде фонтана. Ну и, конечно, огромной ценой – почти 5 млн. шекелей на начальный проект (с крайне странными ценами работ и материалов), плюс огромные деньги на дальнейшую модернизацию и эксплуатацию этого “памятника”.
—————————————————————————–
Дополнение
Весной 2021 года трофейная пушка переехала к парку Победы и теперь нацелена куда надо, на север. А ее место на въезде в город занял ажурный кораблик.