И волна с волною говорит

При переезде в другую страну больше всего мешает человеку его жизненный опыт. Особенно – умному человеку. У которого этот опыт пережит и осмыслен. Потому как вроде бы привычные понятия наполнены здесь совершенно другим содержанием. Иногда и противоположным совершенно. Да еще и другая система взаимоотношений между людьми, другие культурные коды. А опирается свежий иммигрант или репатриант на этот самый свой жизненный опыт – другого-то нету. И чем этот опыт богаче – тем хуже. По себе знаю.

Один случай до сих пор вспоминаю, хотя и хватало их. Было это перед тем, как совершил я, пребывая в некотором помутнении расссудка, один из самых безумных поступков в своей жизни – женился вскоре после алии, репатриации, на сабре. Коренной израильтянке. Безумный был поступок не потому, что сабра, – а потому что… Но не о том речь.

Короче, повелела мне будущая гвэрет Фридман отнести приглашение на нашу свадьбу Большому Боссу. Моему Большому Боссу на первой моей израильской работе, где едва ли полгода как трудиться начал. И видел его за все это время едва ли раза три-четыре. Появлялся Босс, владелец фирмы, у нас изредка: бизнесов у него много было, и наш далеко не главный. И кабинет его от моего рабочего места был далече, и несколько промежуточных шестеренок между нами было, через которые его указивки до меня доходили.

По моим советским еще понятиям являлось такое приглашение верховного начальства на свадьбу актом запредельного подхалимажа и должно было расцениваться сослуживцами, как попытка сделать карьеру самым недостойным способом. Видеть Большого Босса на своей свадьбе я решительно не хотел, да и допустимое число гостей было, исходя из финансовых возможностей, весьма ограниченным. Так что уперся я рогом.

С трудом уговорила меня суженая. Объяснила, что это общепринятый, чисто символический знак вежливости и что на свадьбу к нам он точно не поедет. Уговорила. Отнес я секретарше приглашение в красивом конверте, попросил передать. Хотя и чувствовал себя при этом паршиво: измена принципам.

Дня через три забежал Большой Босс на мое рабочее место, поздравил, поблагодарил за приглашение. Спросил, кого осчастливить собираюсь. Посоветовал не слишком перетруждаться в медовый месяц, поржал над своей шуткой и отбыл. На свадьбе, понятное дело, не появился.

И сослуживцы мои, что характерно, никакого подхалимажа с моей стороны в том не углядели.

Сейчас для меня такое приглашение – вещь сама собой разумеющаяся. Элементарная вежливость. И, если вдруг в очередной раз жениться приспичит, проблемы пригласить Большого Босса не возникнет. Правда, жениться не собираюсь пока. И новый Большой Босс, надеюсь, у меня больше не появится.

Tаких вот непоняток, когда только что пересаженный в незнакомую почву репатриант новые реалии на старый шаблон натянуть пытается – не счесть. Не я один, разумеется. И пока старые шаблоны в голове не порушишь – в новую реальность не впишешься. У многих из наших, кто уже по двадцать с лишним лет в Израиле живет – те же старые шаблоны в голове. До сих пор.

К чему я это все вспомнил?

Да к войнам нашим иудейским, к чему же еще.

Началась в «русском» Израиле очередная разборка – между алией конца 80-х — начала 90-х, к которой имею честь принадлежать, и нынешней волной алии. Не девятый вал, конечно, как наша Большая алия, когда миллион человек, общим счетом, в Страну хлынул, но вполне уже отчетливая волна. «Путинская алия». У нее еще одно название есть, после скажу. Сам придумал.

Мы сами это тоже проходили и свое получили. От алии 70-х. Последней алии из России, все представители которой вправе заявить, что ехали они в Израиль из чистого, извините, сионизма. Потому что прессовала их за это советская власть нещадно. И потому что Америка, Земля Обетованная N2, была тогда открыта, и большая часть выехавших тогда из СССР по израильской визе отправлялась из Вены в Штаты. А немногие сионисты – в Израиль.

Что они и не преминули напомнить нам – хлынувшей из разваливающегося Союза толпе, которая в массе своей ехала не «куда», а «откуда». Конечно, были в нашей алие и сионисты-«отказники» – те, кого раньше просто не выпускали, – но таких было мало, очень мало. Для основной массы, ломанувшейся тогда в Израиль, потому что Америку «закрыли», главным было – уехать. Никто не знал, что будет дальше на одной шестой суши, но уже пролилась кровь на окраинах, запахло хаосом и погромами и начались уже серьезные проблемы с продовольствием. Почему и прозвали нас ватики-старожилы из алии 70-х: «колбасная алия». За колбасой понаехали…

Четверть века с начала Большой алии прошло. Большой срок. Разобрались мы и с собой, и со своим отношением к Израилю. Разное у всех отношение.

Кто-то Израиль не принял. Либо обратно в страну исхода вернулся, либо дальше поехал счастья искать. Его право.

Кто-то не принял, но остался. От безвыходности остался. Смирился. Плохо ему тут – а деваться некуда. Душой там остался, откуда уехал, и простить себе не может, что алию в свое время совершил. Но – живет, работает, законы не нарушает. Его право относиться к Стране так, как относится.

Большинство просто обустроилось – да и живет себе, особо не задумываясь. Дом есть, работа есть. Язык выучили, круг общения свой. Детей-сабр нарожали. Израиль поругивают, конечно, как же иначе – но по-свойски поругивают. Не как посторонние. Дом у них здесь, и другого они себе уже не мыслят. Израильтяне. И, если придется, драться за этот дом будут до последнего.
Я таких «сионистами де-факто» называю.

А многие здесь уже, в Израиле, действительно сионистами стали. Сионистами без кавычек. Настоящими. Идейными. Упертыми. Любят Страну и Землю взрослой, сознательной любовью. Такой, какая раз в жизни бывает.

И, что характерно, не зависит этот вот сионизм ни от процента еврейской крови, ни вообще от ее наличия. Сколько чистокровных русских, украинцев и других неевреев знаю, которые Страну душой приняли – и Страна им навстречу раскрылась. И тоже приняла. Привязала к себе так, что не оторваться. Горло за нее перегрызут. И тоскуют они в разлуке с Израилем, как мы на реках Вавилонских. Страшная это тоска, по себе знаю…

И чистопородных евреев знаю – тех, кто Страну не принял и по галуту тоскует. По Египту фараонову, покинутому. Поколение пустыни…

Парадокс, конечно. Так в Израиле вся жизнь – парадокс.

Но вернемся к новой нашей алие. «Путинской». Я ее по аналогии с «колбасной» нашей алией – «сырной алией» называю. (О «санкционных» сырах все, думаю, наслышаны). Понравился термин – пользуйтесь на здоровье! Но учтите – запатентовано.

Мясное и молочное, как известно, по правилам кашрута смешивать нельзя. Вот новые эти репатрианты с нами и не смешиваются. Другие они, совсем другие.

О сионизме здесь речи не идет – сделали они в свое время, когда железный занавес рухнул, осознанный выбор: остаться в России. А те, кто молодым тогда был, в последующие годы свободно репатриироваться мог при желании.

Проблем с этим никаких – и мы, «колбасные», повторяю, не сионистами в массе своей в Израиль ехали. Далеко не сионистами. Уже здесь, на месте, крышу снесло.

Прошли они в новой России огонь, воду и медные трубы. И бандитский беспредел, и рэкет, и отжимание бизнесов, и многое другое, о чем мы только по инернету да по телевидению знаем. Прошли – и многого добились: кто в бизнесе, кто в масс-медиа, кто в искусстве. И мир объездили-повидали. Не как мы в свое время – по телевизору в «Клубе кинопутешественников».

Но вот подули в России новые, холодные ветра – и неуютно там стало. Многим неуютно стало. И потянулись те, кто право на репатриацию имеет по Закону о возвращении, сюда в Израиль.

Приезжают не так, как мы – гражданства лишенные, государством обобранные, квартиры смотрителю из ЖЭКа сдавшие. С тремя сотнями долларов на человека и колечком обручальным, разрешенным к вывозу.

Кто-то из новых репатриантов бизнес и недвижимость продал, а кто-то и за собой сохранил – до лучших времен. Сбережения, у кого какие, перевели. Как свободные люди едут, не как беженцы. Здесь, в Израиле, жилье приобретают – некоторые даже и без машканты, ипотечной ссуды разрешенной, и дополнительных ссуд кабальных.

Оттого и кажется новоприбывшим – из зависти мы, старожилы, на них «наезжаем». Из обычной человеческой зависти.

Нет, ребята, – не завидуем мы вам. Честное сионистское – не завидуем.

Намерения, естественно, у каждого вновьприбывшего свои. Одни с концами сюда уезжают, чтобы осесть уже. Для других Израиль – промежуточная станция: пожить здесь и, не торопясь, конечный пункт назначения выбрать. Третьи – просто пересидеть-переждать и, если в России оттепель наступит, обратно вернуться.

Пуповину, с Россией связывающую, естественно, никто не режет. Кто-то на два дома живет, туда-сюда мотается; кто-то и живет здесь, а в России работает – сидеть за компом где угодно можно. Многие, конечно, и в Израиле, работу нашли или свой бизнес открыли – всех скопом под одну гребенку стричь не пытаюсь.

По самоидентификации в большинстве своем израильтянами не стали – россияне с израильским гражданством. Еще раз подчеркиваю: россияне – не потому, что гражданство российское сохранили, а по самоидентификации. Гражданств и паспортов у человека хоть с десяток быть может, а вот самоидентификация – только одна. О какой стране он говорит: «моя страна», «мой президент»…
Так что один и тот же человек может по жизни быть или израильтянином с российским гражданством – или россиянином с израильским. Где бы он при этом ни проживал.

Начинают новые репатрианты, как и мы в свое время, понемногу в израильскую действительность вживаться – те, кто этого хочет, разумеется. Ехали они сюда не вслепую, как мы когда-то, с зажмуренными глазами – да в омут с головой, в полную неизвестность. Реальной информации об Израиле тогда, в конце 80-х, в СССР и не было. Сейчас другое дело: до своей репатриации побывали новоприбывшие в Израиле не один раз, у всех здесь друзья, родственники, знакомые. Хорошо знали, куда едут.

Точнее – думают, что знали.

Потому что именно здесь начинает мешать человеку его жизненный опыт. И здесь начинаются иудейские войны между «колбасной» и «сырной» алией.

Как человек воспринимает и обрабатывает информацию? Как компьютер.

Произносится ключевое слово-пароль, включается поисковик – и высвечивается в черепушке связанный с этим словом готовый информационный блок. С соответствующим набором ссылок-ассоциаций. И новая инфа соответствующим образом оценивается и в нужную папку отправляется.

Да только не понимает, не чувствует человек, что загружен-то этот инфоблок в другой совершенно реальности. И те же самые слова, знаки наполнены совершенно другим содержанием. И весь ассоциативный ряд другой. Ложный. И чем глубже был человек вовлечен в бывшую свою реальность, чем богаче у человека этот инфоблок, – тем больше он заблуждается в реальности новой.

Жизненный опыт мешает, короче.

К современной российской власти новые репатрианты в оппозиции, в большинстве своем, находятся – иначе бы и не уехали.
Циники, конечно, ни в какую идеологию не верящие.
В мозги свои верящие, способные с любой проблемой разобраться. А больше – ни во что.
И ассоциативные ряды у них примерно такие возникают:
(Сначала ключевые слова давать буду, а потом – ассоциации. И выводы сделанные.)

Сионизм, патриотизм

Очередная государственная идеология. Победобесие. Поцреоты. Казаки ряженые. Православные хоругвеносцы. «Россия, вперед!». «Ватники»…

Вывод.
Ну, здесь все то же самое! Только вместо России – Израиль, да вместо папах да сапог – сандалии и кипы вязаные. Хумусные патриоты, блин! Сказано ведь: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Да и не может современный думающий человек быть «патриотом».

Иудаизм. Религиозные

РПЦ. Государственная религия. Гундяев с часами. Коммунисты перекрасившиеся со свечками крест целуют. На черных мерсах к мощам приложиться без очереди. Попы` пьяные на джипах. Опять православные хоругвеносцы. Православнутые. Бабки безумные с иконами…

Вывод.
Да то же самое. Государственная религия, блин! Только вместо попов – раввины, вместо креста – магендавид. Разве что на джипах равы не гоняют. Зато сколько из за них проблем нормальным людям: ни свинины в супермаркетах, ни автобусов в шабат.

Еврейские националисты

Нацики. Нацисты. Фашисты. «Россия для русских!». Скинхеды в берцах. «Русские идут!». «Бей хача!». «Хватит кормить Кавказ!»…

Вывод.
С этими вообще все ясно. Нацисты. Только не «Россия для русских!», а «Израиль для евреев!». И те же кипы вместо бритых голов да те же сандалии вместо берцев. И арабы вместо «хачей».

Так работают инфоблоки.

И не понимают вновь приехавшие, что еврейские националисты – это не «Израиль для евреев» – а «Израиль – Еврейское государство». Для евреев и всех, с народом нашим сроднившихся и признающих Израиль именно Еврейским государством. Как наши друзы или черкесы – патриоты Израиля, каких поискать. И неевреи, по Закону о возвращении в Израиль приехавшие и израильтянами ставшие – не просто гражданство получившие, а именно израильтяне. Патриоты. Выше уже о них сказал.

И патриотизм здесь – не официально навязываемый сверху, а от сердца идущий патриотизм свободного человека. Особенно наш патриотизм, выходцев из Союза. Благодарность Стране, в которой твое еврейство – нечто само собой разумеющееся, а не метка чужака, который никогда не станет своим и которому в любой момент могут об этом напомнить.

И с религией в Израиле все не так обстоит. Хотя в Израиле она, в отличие от России, не отделена от государства. При всех наших проблемах с ультраортодоксами – ничего общего! И проблемы другие совершенно, и народ другой. Больше, чем половина еврейского населения себя традиционными евреями считают, хотя и не все традицию соблюдают. А соблюдающих традицию – треть. Традицию, иудаизм, который нас две тысячи лет без своего государства единым народом сохранил. Поэтому и транспорт общественный в шабат не ходит, и многое другое. Но проблемы эти в частном порядке вполне решаемые: и на маршрутке в шабат съездить можно, если своей машины нет, и свининку в сети «Тив Таам» купить. Пришли к консенсусу.

Но, чтобы прочувствовать и понять все это, нужно время. И стирание старых загрузок. А они пока что продолжают работать.

– Ну хорошо, с сионистами-патриотами, религиозными да националистами все ясно. А кто же тогда здесь, в Израиле, за все хорошее и против всего плохого? – спрашивает себя «путинский» репатриант. И отвечает ему загруженный в России инфоблок:

– Ну конечно, правозащитники!

Потому что действительно пытаются российские правозащитники в непростых, мягко говоря, российских условиях, в несуществующем практически гражданском обществе защищать права граждан от властного беспредела.

Близок и понятен российскому оппозиционеру этот термин. Самые положительные ассоциации со словом «правозащитник» в соответствующем инфоблоке записаны.

И в Израиле такие есть. Тоже «правозащитниками» называются. Самые известные – «Бецелем» и «Шоврим штика», но и других немало.
И так же, как и в России, обвиняют этих благородных людей в том, что занимаются они не правозащитной деятельностью, а клеветой на Израиль, подстрекательством к террору и много чем еще. На щедрые зарубежные пожертвования занимаются. Все, как в России.

С одной только маленькой разницей. Что касается израильских «правозащитников», все эти обвинения – чистая правда. Проверенная, перепроверенная и документально доказанная. Включая пожертвования. Так что – заслуженно обвиняют.

А что касается прав человека – интересуют этих гуманистов только права арабского человека. В том числе и право на террор. А вот право еврейского человека на жизнь, к примеру, в сферу их интересов почему-то не входят. Не за то Евросоюз и другие доброхоты деньги платят.

Только вот одна проблема: не может не знающий иврита недавний репатриант запись скрытой камерой прослушать, где выкормыш «Бецелема», «правозащитник» Эзра Науи хвастает, как сдает «палестинской» охранке – на пытки и смерть сдает! – араба, который участок земли евреям продать посмел.

И видео, на котором бравые ребята из «Шоврим штика», расследующие «преступления» ЦАХАЛа, с солдатами беседуют, без хорошего иврита тоже не понять.
А на видео этом расспрашивают любопытные «правозащитники» о методах обнаружения диверсионных тоннелей, прорытых хамасовцами, о дислокации частей вокруг Газы и о многом другом. Что именуется однозначно: разведывательная информация.

Так что признает наш вновьприбывший «правозащитников» силами добра, националистов кипастых – силами тьмы, добавит новую инфу в старые инфоблоки – и перестает по этому поводу париться. Все ему ясно и понятно.

Да если честно, и не очень все это «путинского» репатрианта цепляет – особенно того, чья сфера жизненных интересов находится в России. Кто живет виртуально в российском информационном пространстве. В Израиле он только физически находится: ест, пьет, спит. Дышит. (Хотел еще пару функций добавить, но удержусь…)

И тут закипает старожил-сионист, потому что живет он в первую очередь Израилем, а то, что происходит в России, да и в других концах света, интересует его с одной только точки зрения: чем это для нас обернется. Хватает «молодого» за шкирку и пытается его из российской Матрицы вытащить и в нашей реальности разбудить. И объяснить ему, что здесь происходит и «ху из ху». И что нельзя жить в Израиле, не живя его жизнью.

И закипает в ответ «молодой», и кричит в ответ о «дедовщине» и о зависти «дедов» к благополучным новобранцам. И что он свободный человек и имеет право жить так, как хочет, безо всякой идеологии – что, в общем, тоже чистая правда.

И что те, кто ему очередную идеологию навязать пытаются – «совки» чистой воды. То, что они еще и еврейские нацисты и фашисты – новобранец уже знает. В инфоблоках уже записано. Да и силы добра, «правозащитники» ушлые, зачастую уже успели слово вставить.

И слушать ничего не желает, потому что привык до всего своим умом доходить, и неплохо получалось. (Того, что прежний опыт, шаблоны старые, здесь не работают – не замечает…)

Только одного вы, ребята, еще не поняли. Как и мы в свое время не поняли – и вся Страна за это дорогую цену заплатила и платить продолжает.

Репатриант, гражданство в аэропорту по приезде получивший, считай, сразу на выборах голосовать может. В МВД адрес зарегистрировал, в списки тебя внесли – и голос твой такой же вес имеет, как у любого сабры-израильтянина. Который здесь родился, жизнь прожил и все выпавшие на его долю войны прошел.

Неправильно это, считаю, не должно так быть. Потому что на выборах у нас не просто вопросы власти решаются.

Вопросы войны и мира.
Вопросы жизни и смерти, уж извините за пафос.

На выборах 1992 задурила партия «Авода» голову нашей алие обещаниями лживыми в «русских» газетах. Обещаниями, о которых, кроме нас, оболваненных, и не слышал никто. О которых в партийной программе на иврите слова не было сказано – только по-русски. Политтехнологи постарались.
И пришла «Авода» на наших голосах к власти.

Дорого, повторяю, заплатила Страна за нашу наивность и самоуверенность.
Наивность – потому что так легко нам головы задурили.
Самоуверенность – потому что решили мы, что во всех раскладах разобрались и «ху из ху» в Израиле – поняли. Где тут силы тьмы, а где – добра светлого, лучистого.

Заплатил за это Израиль проклятыми ословскими соглашениями. Многими жизнями заплатил, безопасностью заплатил. Миллиардами огромными заплатил.
И самое главное – правотой своей заплатил.
Себя на своей Земле оккупантом признал, а настоящих оккупантов, лженарод «палестинский» – законным совладельцем, если не хозяином…

И до сих пор за тот выбор, в 92-м сделанный, Израиль расплачивается. И неизвестно, сколько еще платить придется.

Простить себе участия своего в тех выборах не могу. И бумажки с буквами «алеф-мем-тав», в урну брошенной. Специально агитаторы учили, как пишется, чтобы не перепутал…

А выборы внеочередные в Израиле в любой момент могут случиться – такая уж у нас политическая система неустойчивая. Да и очередные – не успеешь и оглянуться, как срок пришел. И каждый голос на выборах дорого стоит. Очень дорого. Выборы-то у нас не как в России – настоящие.

Вот поэтому мы вам, вновьприбывшим, мозги и промываем. В буквальном смысле – промываем. Старые шаблоны ваши, к Израилю отношения не имеющие, из мозгов ваших вымыть стараемся.

Просто: чтобы вы нашу ошибку не повторили.

Потому что права на еще одну ошибку у «русской» алии нет.

Так что просьба одна у меня есть. Как «колбасный» репатриант – «сырных» прошу:

– Если не решили вы окончательно свою жизнь с Израилем связать, если детей своих в ЦАХАЛ служить не отправите – не принимайте участие в выборах в Израиле. В российском посольстве голосуйте, когда время придет – а на наши участки не ходите.
При том, что имеете вы на это полное право.
Так честнее будет.

А с теми, кто израильтянами стать решил, у нас еще много разговоров будет.
До ближайших выборов, надеюсь, управимся.

Автор: Юрий Фридман-Сарид
Источник: Gazettco